Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, кролик, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, козёл, осёл, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, когти, рога, хвост, морда, шерсть, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, конюх, конюшня, хлев, конура (будка), польза
Глагольный словарь:
мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, грызть, жевать, лакать, пить, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать
Словарь признаков:
пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, молочные, бодливые, мясные
Словарь наречий:
быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло
Лексико-грамматические игры и упражнения:
«Кто кем будет?» (закрепление названий детёнышей домашних животных, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).
«Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе: лошадиный хвост – лошадиное ухо – лошадиная голова – лошадиные копыта).
«Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).
«Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).
Развитие связной речи:
Заучивание стихотворения по теме (по выбору).
Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему (коза-корова; кошка-собака и другое).
Пересказ с элементами драматизации сказки «Спор животных» (с опорой на предметные картинки)
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит.
- Конечно, меня, - говорит лошадь, - я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит.
- Нет, хозяин любит больше меня. – говорит корова. – я всю его семью молоком кормлю.
- Нет, меня, - ворчит собака. – Я хозяйское добро стерегу.
Услыхал хозяин этот спор и говорит:
- Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош на своём месте!»
К. Ушинский
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Котик и козлик»
Котик усатый по садику бродит, А козлик рогатый за котиком ходит. Лапкою котик помадит свой ротик, А козлик седою трясёт бородою. | Импровизация движений согласно тексту |
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика:
Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. | Дети бельевой прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указат. пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. |
Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!» | Смена рук; повторение движений с прищепкой. |
О. Крупенчук
Лексическая тема: «Дикие животные зимой».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, логово, дупло, берлога, спячка, нора, запасы, корм, стая, след, охотник, хищник
Глагольный словарь:
ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, заметать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять
Словарь признаков:
колючий, рыжая, серый, белый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, крупный, слабый
Словарь наречий:
быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно, холодно, голодно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
«В лесу у Гномика» (согласование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением в роде, числе, падеже. Пример: хитренькая лисичка, серенькая белочка).
«В лесу у Великана» (упражняться в образовании и употреблении существительных при помощи суффикса -ищ-: зайчище, медведище, ежище и т.д.)
«Сосчитай, не ошибись» (согласование прилагательных и числительных с существительными. Пример: один злой волк; пять трусливых зайцев; семь серых белочек.) Примечание: дети называют словосочетания с числами от 1 до 10.
«Чей след на снегу?» (употребление притяжательных прилагательных: лисий, заячий и т.д.)
Развитие связной речи
Заучивание стихотворения (по выбору).
Пересказ рассказа «Волки» по вопросам к тексту.
Волки – это опасные хищники. Летом они нападают на разных зверей. Едят мышей, лягушек, ящериц, разоряют птичьи гнёзда на земле и поедают птичьи яйца.
Летом они сыты, а зимой всегда голодны. Им трудно бегать по глубокому снегу и добывать себе пищу. Зимой они живут стаями. В стаю собирается 10-12 животных. Они рыщут по полям и дорогам. Трудно спастись другим животным от преследования такой стаи. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Народ о них сложил такую поговорку: «Волка ноги кормят».
Злые и голодные, зимой они ведут себя очень смело: забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники.
(по С. Скребицкому).
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра:
Как на горке – снег, снег, | Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх. |
И под горкой – снег, снег, | Медленно приседают, опускают руки. |
И на ёлке – снег, снег, | Вновь встают и поднимают руки |
И под ёлкой – снег, снег. | Приседают и опускают руки. |
А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь! | На цыпочках бегут по кругу, руки – на поясе. |
И.Токмакова
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу. (дети загибают пальцы на обеих руках: по
Из ветвей, корней, коры одному пальцу на каждое двустишие)
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
В. Пальчинскайте
Комментариев нет:
Отправить комментарий