Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
- сурдолога;
- невролога;
- психиатра;
- генетика;
- психолога;
- грамотного логопеда.
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или плохо говорит, и вы не уверены, что он вас всегда слышит.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
- легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
- плохо спит;
- мало ест;
- плохо набирает вес;
- обильно срыгивает;
- испытывает судороги;
- часто и сильно плачет без видимых причин.
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
- частые истерики;
- агрессивность;
- фобии;
- гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
- нарушение сна;
- психотравма;
- тики др.
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
- не смотрит в глаза;
- не откликается на имя;
- не выполняет простые инструкции;
- не взаимодействует с родителями;
- достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий