Что делать, если ребенок Левша? Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми.
Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми
Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.
Большая часть человечества – праворукие – до 88%
леворукие – 5-12 %
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:
¨ сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
¨ сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
¨ не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
¨ не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
¨ амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)
В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:
В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %
леворуких женщин – 3,3 %
в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4 %
леворуких женщин – 8,8 %
Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина –агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:
¨ отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)
¨ механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей
За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:
- магазины для левшей
- мебель
- бытовая техника
Негативное отношение к леворуким имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.
По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие известные люди были леворукими:
Александр Македонский
Наполеон
Леонардо да Винчи
Павлов
Даль
Чарли Чаплин
Пол Маккартни
Есть данные о том, что среди леворуких детей:
· высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
· много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
· высокая эмоциональность
· отставание в развитии психомоторных функций
· отставание в развитии пространственного восприятия
· много подростков с девиантным поведением
Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.
Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.
Вывод:
Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)
Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:
1. Влияние внешней среды:
· вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
· ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
2. Патологическая леворукость
· родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
· патология беременности
· зеркальное положение у близнецов
3. Наследственный фактор
Выделяют три вида леворукости:
1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности
Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:
¨ леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
¨ леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
¨ леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях
Эти особенности будут проявляться
¨ в формировании высших психических функций
¨ в деятельности ребенка
¨ в приспособлении к различным условиям внешней среды:
· трудности в адаптации в новой обстановке
· повышенная эмоциональность и впечатлительность
· высокий уровень тревожности
· повышенная возбудимость
· неуверенность в себе
· хорошее понимание социальных нормативов
· ориентированность на общение
В обучении:
î лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
î трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
î недостаточность наглядно-образного мышления
î недостаточность зрительной памяти
î недостаточность пространственного восприятия
î трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
î недостаточность тонкодифференцированных движений руки
î трудности овладения порядковым счетом
î зеркальное письмо
î трудности в работе с циферблатом
Определение леворукости:
1. В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
2. В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
3. В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
4. В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами
Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:
¨ с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
¨ с 2 до 5 лет – равноценность рук
с 5 лет – стойкое предпочтение
Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.
Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
1. переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
2. поза Наполеона (какая рука сверху)
3. апплодирование (тест для взрослых)
4. проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
5. оценка скорости движений (за 10 сек.)
· постукивание указательным пальцем по столу
· отмечание точек на листе
Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число
6. измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)
Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):
1. завинтить крышки на бутылках
2. зажечь спичку
3. разрезать бумагу ножницами
4. накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
5. почистить обувь щеткой
6. намотать нитку на катушку
7. перелить воду из одного сосуда в другой
8. попасть иголкой в небольшую точку
9. отвинтить гайку
10. сложить мелкие детали в узкий цилиндр
11. разложить (раздать) карточки
12. проколоть дырочки (5-6 ударов)
13. стереть ластиком изображение
14. продеть нитку в иголку
15. стряхнуть с себя соринки, пыль
16. капнуть из пипетки во флакон
17. достать бусинку ложкой из стакана
18. позвонить колокольчиком
19. закрыть-открыть молнию на сумке
20. взять стакан и сделать несколько глотков
Все действия непривычны и нетренированы.
При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18
Набор тестов Князевой-Вильдавского:
1. рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
2. открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
3. колодец из спичек (активная рука)
4. игра в мяч (активная рука)
5. вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
6. нанизывание бисера на иголку
7. выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
8. развязывание узелков (шнур средней толщины)
9. построение из кубиков дома
Протокол:
Тест
|
Правая рука
|
Обе руки
|
Левая рука
|
1
2
3
|
+
|
+
|
+
|
Беды переученных левшей:
¨ возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
¨ ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
¨ намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
¨ конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
¨ страх перед деятельностью, переживания
¨ астенический синдром на фоне стресса
¨ аффективные реакции
¨ навязчивые состояния
¨ использование символических ритуалов
¨ невротический энурез
¨ заикание
При обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на
î развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал
î развитие фонематического слуха
î развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Этапы:
- выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
- сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
- различение и выделение согласных звуков в словах
- дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
î развитие тонкокоординированных движений рук
Задания:
- лабиринты
- проведение прямых линий от точки к крестику
- штриховки
- шнуровки
- завязывание бантиков
- пальчиковые упражнения
-
î развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Задания:
- найди такую же фигуру
- найди такое же сочетание фигур
- найди такую же букву
- найди такое же сочетание букв
- найди такую же цифру
- найди сочетание цифр
- сложи фигуру из деталей
- найти, что написано неправильно
- спрятанные треугольники
- скопируй фигуры
- дорисуй фигуры
- дорисуй недостающие детали
î обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
î предупреждение зеркального письма
î формирование навыка порядкового счета
Требования к работе за столом:
¨ свет при письме падает справа
¨ бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
¨ ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня
Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:
q весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
q начало и конец строки помечаются специальным значком
q направление письма показано стрелкой
q прямое без наклона написание букв
q написание букв с отрывом линии
q написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
q печатная буква пишется сверху на середине листа
q таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
q последовательность этапов работы над буквой:
- обведи букву по точкам
- напиши элементы буквы
- напиши букву самостоятельно
- обведи слоги, слова
- напиши слоги, слова самостоятельно
- зачеркни неверно написанные буквы
- ребусы и игровые задания
Комментариев нет:
Отправить комментарий