четверг, 2 ноября 2023 г.

Задания по лексической теме «Домашние животные и их детёныши».

 Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши».


Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, кролик, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, козёл, осёл, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, когти, рога, хвост, морда, шерсть, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, конюх, конюшня, хлев, конура (будка), польза

Глагольный словарь:

мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, грызть, жевать, лакать, пить, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать

Словарь признаков:

пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, молочные, бодливые, мясные

Словарь наречий:

быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло


Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Кто кем будет?» (закрепление названий детёнышей домашних животных, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).

  • «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе: лошадиный хвост – лошадиное ухо – лошадиная голова – лошадиные копыта).

  • «Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).

  • «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).


Развитие связной речи:

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему (коза-корова; кошка-собака и другое).

Пересказ с элементами драматизации сказки «Спор животных» (с опорой на предметные картинки)

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь, - я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит.

- Нет, хозяин любит больше меня. – говорит корова. – я всю его семью молоком кормлю.

- Нет, меня, - ворчит собака. – Я хозяйское добро стерегу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

- Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош на своём месте!»

К. Ушинский

Развитие общей моторики

Координация речи с движением. Подвижная игра «Котик и козлик»

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясёт бородою.


Импровизация движений согласно тексту

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Дети бельевой прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указат. пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе: «Кыш!»

Смена рук; повторение движений с прищепкой.

О. Крупенчук







Лексическая тема: «Дикие животные зимой».


Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, логово, дупло, берлога, спячка, нора, запасы, корм, стая, след, охотник, хищник

Глагольный словарь:

ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, заметать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять

Словарь признаков:

колючий, рыжая, серый, белый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, крупный, слабый

Словарь наречий:

быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно, холодно, голодно


Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «В лесу у Гномика» (согласование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением в роде, числе, падеже. Пример: хитренькая лисичка, серенькая белочка).

  • «В лесу у Великана» (упражняться в образовании и употреблении существительных при помощи суффикса -ищ-: зайчище, медведище, ежище и т.д.)

  • «Сосчитай, не ошибись» (согласование прилагательных и числительных с существительными. Пример: один злой волк; пять трусливых зайцев; семь серых белочек.) Примечание: дети называют словосочетания с числами от 1 до 10.

  • «Чей след на снегу?» (употребление притяжательных прилагательных: лисий, заячий и т.д.)


Развитие связной речи

  • Заучивание стихотворения (по выбору).

  • Пересказ рассказа «Волки» по вопросам к тексту.

Волки – это опасные хищники. Летом они нападают на разных зверей. Едят мышей, лягушек, ящериц, разоряют птичьи гнёзда на земле и поедают птичьи яйца.

Летом они сыты, а зимой всегда голодны. Им трудно бегать по глубокому снегу и добывать себе пищу. Зимой они живут стаями. В стаю собирается 10-12 животных. Они рыщут по полям и дорогам. Трудно спастись другим животным от преследования такой стаи. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Народ о них сложил такую поговорку: «Волка ноги кормят».

Злые и голодные, зимой они ведут себя очень смело: забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники.

(по С. Скребицкому).





Развитие общей моторики

Координация речи с движением. Подвижная игра:

Как на горке – снег, снег,

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

И под горкой – снег, снег,

Медленно приседают, опускают руки.


И на ёлке – снег, снег,

Вновь встают и поднимают руки


И под ёлкой – снег, снег.

Приседают и опускают руки.


А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

На цыпочках бегут по кругу, руки – на поясе.


И.Токмакова



Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу. (дети загибают пальцы на обеих руках: по

Из ветвей, корней, коры одному пальцу на каждое двустишие)

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

В. Пальчинскайте



Комментариев нет:

Отправить комментарий