понедельник, 2 октября 2023 г.

Задания по лексической теме «Осень» (обобщение).

 Лексическая тема: «Осень» (обобщение).


Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт

Глагольный словарь:

похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать

Словарь признаков:

ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, косой, разноцветный

Словарь наречий:

мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро


Лексико-грамматический строй речи:

  • Дидактические игры и упражнения:

  • «Назови соседей» (времена года, осенние месяцы);

  • «Что сначала, что потом» (признаки ранней, поздней осени);

  • «Правильно-неправильно»(понимание причинно-следственных связей, употребление сложноподчинённых предложений. Образец:

Я взял зонт, потому что пошёл дождь. Пошёл дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

  • «Подбери предметы к признакам» (упражнение в согласовании прилагательных с существительными: осенний – день…; осенняя – погода…; осеннее – настроение…; осенние – дожди…


Развитие связной речи:

Пересказывать рассказ «Предзимье» по вопросам, с опорой на схему

Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожух­ла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

Вопросы:

- Каким стало небо? - Какие листья опали с деревьев? - Какие стоят берёзы и клёны? - А какими остались ели и сосны? - Какие ягоды краснеют на рябинах? - Что случилось с травой? - Что происходит с водой в реке? - Какие птицы улетели на юг? - К чему готовятся дикие животные? - Что это пришло?

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова



Развитие общей моторики.

Координация речи с движением. Подвижная игра «Осень»:

Ветер осенний щёки надул

Дети надувают щёки

И на деревья сильно подул.

Делают сильный выдох

Ветки качнулись и затрещали

Качают поднятыми вверх руками

Листья давно все на землю упали.

Приседают на корточки, ладони кладут на пол.

Медведи в берлогах скоро уснут.

Кладут руки под щёку.

Снежинки, кружась, легко упадут.

Поднимаются, кружатся и приседают на корточки.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова


Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика

Ёж, медведь, барсук, енот

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая указательным

Спят зимою каждый год

В обратном направлении – от мизинца к указательному. Далее – смена рук:

Волка, зайца, рысь, лису

Движения повторяются на другой руке.

И зимой найдёшь в лесу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий