среда, 6 сентября 2023 г.

Задания по лексической теме «Осень. Деревья».

 Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

Глагольный словарь:

Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

Словарь признаков:

Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

Словарь наречий:

Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.


Лексико-грамматический строй речи:

  • Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др.. см. расширение словарного запаса).

  • Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

  • Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:

У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз).

  • Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).


Развитие связной речи:

Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.

Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?

  2. Какого цвета лес был летом?

  3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

  4. Какого цвета стали осины осенью?

  5. Какие деревья не изменили своего цвета?

  6. Как кружатся листья в воздухе?


Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Деревья»:


Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.


Развитие мелкой моторики:

Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий