Основной целью моей работы является формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования игр с песком.
Я считаю, что развитие речи для ребенка играет очень важную роль, поэтому:
- своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
- если начать работу с ребятами, имеющими ОНР раньше, то и результат будет гораздо выше.
Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у детей с ОНР, я начинаю проводить предварительную работу, которая имеет следующую цель: подготовить слуховую, моторную и зрительную системы к последующей работе над звуками. На этом этапе я провожу коррекционную работу по следующим направлениям:
- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
- развитие ручной и речевой моторики;
- развитие ритма;
- формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
- развитие тактильного контакта и мелкой моторики;
- развитие правильного звукопроизношения.
- развитие восприятия речи, уточнение произносительного образа звука;
- формирование фонематического анализа и синтеза;
- развитие артикуляторной моторики;
- работа по постановке звуков.
- развитие тактильного контакта и мелкой моторики;
- направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез и т. д;
- развитие правильного произношения.
Для развития пальчиков я провожу упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук. У детей еще слабо развита мелкая моторика, каждый пальчик норовит убежать в сторону. Например, играя в игру «Коза» (все помнят с детства), ребята с большим трудом загибают средний и безымянный пальцы. Но после долгих трудов, проб и ошибок это упражнение получается, радости нет предела.
Также на этом этапе мы с ребятами играем пальчиковые игры с речевым сопровождением. Я проговариваю слова и показываю упражнения, а ребята повторяют за мной.
Детям очень нравится игра «Алфавит». Она развивает:
- умение ориентироваться в пространстве,
- память,
- общую и мелкую моторики,
- выполнять движения под музыкуи др.
Следующий этап моей работы это коррекция нарушенных звуков речи. На этом этапе работа проводится по следующим направлениям:
И только после этого я подключаю песочную терапию.
В середине XX века принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Грабенко Т и Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.
Я заинтересовалась этой идеей, начала изучать материалы о песочной терапии и стала использовать песочные игры на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Игры, которые я провожу на занятиях, подчиняются следующим требованиям:
На занятиях, играя с песком, у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения.
Во время игр с песком, у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.
Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что нам необходимо для развития звукопроизношения.
Например, занятие по подготовке детей к обучению грамоте.
Когда я познакомила детей с буквой, мне важно, чтобы они запомнили графически, как пишется эта буква. Для каждого ребенка приготовлен лоток с песком и коробочки с различными предметами. Малыш не боится играть, рисовать на песке или выкладывать различные предметы, потому, что если у него не получится, то он ошибку может быстро исправить. Причем это можно повторить, еще не один раз. Например, при знакомстве с буквой, ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то малыш может исправить свою ошибку.
Детям очень нравится вкладывать буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и др. и как радуются, когда все получается. Результат виден сразу. Что-то можно подправить, что-то убрать и это не страшно.
Пример из практики: у Сережи С. не получалось написать букву в тетради. Дергалась рука и буква получалась некрасивой, неровной. Когда же он стал писать на песке и выкладывать ее различными предметами, появился положительный результат. Он стирал букву и писал заново. Как приятно видеть блеск в глазах ребенка. Когда он, не отшвыривая в сторону неполучившуюся букву, пытается писать раз за разом, утверждаясь в своих способностях. Я всегда нахожусь рядом с детьми и в любой момент могу подкорректировать.
На индивидуальных занятиях я тоже использую песок. Здесь мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают: «Что это?» или «Чье это?». Или находя предметы, называют звук, с которого они начинаются или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.
Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
Комментариев нет:
Отправить комментарий