воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Что делать, если ребенок Левша?

Что делать, если ребенок Левша? Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми.


Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми

Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.
Большая часть человечества – праворукие – до 88%
                                           леворукие – 5-12 %
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:
¨     сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
¨     сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
¨     не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
¨     не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
¨     амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)



В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:

В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %
                                  леворуких женщин – 3,3 %
в 1973 г.                             леворуких мужчин –  10,4 %
                                  леворуких женщин –   8,8 %

Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина –агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:
¨     отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)
¨     механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей

За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:
-        магазины для левшей
-        мебель
-        бытовая техника
Негативное отношение к леворуким  имеет давнюю историюНапример, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.

По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие известные люди были леворукими:

 
Александр Македонский
Наполеон
Леонардо да Винчи
Павлов
Даль
Чарли Чаплин
Пол Маккартни
Есть данные о том, что среди леворуких детей:
·             высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
·             много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
·             высокая эмоциональность
·             отставание в развитии психомоторных функций
·             отставание в развитии пространственного восприятия
·             много подростков с девиантным поведением
Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.
Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.
Вывод:
Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:
1.     Влияние внешней среды:
·       вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
·       ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
2.     Патологическая леворукость
·       родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
·       патология беременности
·       зеркальное положение у близнецов

3.     Наследственный фактор


Выделяют три вида леворукости:
1.     Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
2.     Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
3.     Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:
¨     леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
¨     леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
¨     леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях

Эти особенности будут проявляться
¨     в формировании высших психических функций
¨     в деятельности ребенка
¨     в приспособлении к различным условиям внешней среды:
·              трудности в адаптации в новой обстановке
·              повышенная эмоциональность и впечатлительность
·              высокий уровень тревожности
·              повышенная возбудимость
·              неуверенность в себе
·              хорошее понимание социальных нормативов
·              ориентированность на общение

В обучении:
î     лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
î     трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
î     недостаточность наглядно-образного мышления
î     недостаточность зрительной памяти
î     недостаточность пространственного восприятия
î     трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
î     недостаточность тонкодифференцированных движений руки
î     трудности овладения порядковым счетом
î     зеркальное письмо
î     трудности в работе с циферблатом

Определение леворукости:
1.     В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
2.     В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
3.     В возрасте  1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
4.     В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами

Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:
¨     с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
¨     с 2 до 5 лет – равноценность рук
с 5 лет – стойкое предпочтение 

             Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
1.     переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
2.     поза Наполеона (какая рука сверху)
3.     апплодирование (тест для взрослых)
4.     проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
5.     оценка скорости движений (за 10 сек.)
·       постукивание указательным пальцем по столу
·       отмечание точек на листе
Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число
6.     измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)

Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):
1.     завинтить крышки на бутылках
2.     зажечь спичку
3.     разрезать бумагу ножницами
4.     накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
5.     почистить обувь щеткой
6.     намотать нитку на катушку
7.     перелить воду из одного сосуда в другой
8.     попасть иголкой в небольшую точку
9.     отвинтить гайку
10.  сложить мелкие детали в узкий цилиндр
11.  разложить (раздать) карточки
12.  проколоть дырочки (5-6 ударов)
13.  стереть ластиком изображение
14.  продеть нитку в иголку
15.  стряхнуть с себя соринки, пыль
16.  капнуть из пипетки во флакон
17.  достать бусинку ложкой из стакана
18.  позвонить колокольчиком
19.  закрыть-открыть молнию на сумке
20.  взять стакан и сделать несколько глотков

Все действия непривычны и нетренированы.
При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18

Набор тестов Князевой-Вильдавского:
1.     рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
2.     открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
3.     колодец из спичек (активная рука)
4.     игра в мяч (активная рука)
5.     вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
6.     нанизывание бисера на иголку
7.     выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
8.     развязывание узелков (шнур средней толщины)
9.     построение из кубиков дома




Протокол:

Тест
Правая рука
Обе руки
Левая рука
1
2
3
         +
        
           + 


             +

Беды переученных левшей:
¨     возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
¨     ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
¨     намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
¨     конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
¨     страх перед деятельностью, переживания
¨     астенический синдром на фоне стресса
¨     аффективные реакции
¨     навязчивые состояния
¨     использование символических ритуалов
¨     невротический энурез
¨     заикание

При обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на
î     развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал
î     развитие фонематического слуха
î     развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Этапы:
-        выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
-        сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
-        различение и выделение согласных звуков в словах
-        дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
î     развитие тонкокоординированных движений рук
Задания:
-        лабиринты
-        проведение прямых линий от  точки к крестику
-        штриховки
-        шнуровки
-        завязывание бантиков
-        пальчиковые упражнения
-         
î     развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Задания:
-        найди такую же фигуру
-        найди такое же сочетание фигур
-        найди такую же букву
-        найди такое же сочетание букв
-        найди такую же цифру
-        найди сочетание цифр
-        сложи фигуру из деталей
-        найти, что написано неправильно
-        спрятанные треугольники
-        скопируй фигуры
-        дорисуй фигуры
-        дорисуй недостающие детали
î     обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
î     предупреждение зеркального письма
î     формирование навыка порядкового счета

Требования к работе за столом:
¨     свет при письме падает справа
¨     бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
¨     ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня
Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:
q      весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
q      начало и конец строки помечаются специальным значком
q      направление письма показано стрелкой
q      прямое без наклона написание букв
q      написание букв с отрывом линии
q      написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
q      печатная буква пишется сверху на середине листа
q      таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
q      последовательность этапов работы над буквой:
-        обведи букву по точкам
-        напиши элементы буквы
-        напиши букву самостоятельно
-        обведи слоги, слова
-        напиши слоги, слова самостоятельно
-        зачеркни неверно написанные буквы
-        ребусы и игровые задания

Комментариев нет:

Отправить комментарий