Лексическая тема: «Осень» (обобщение).
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт
Глагольный словарь:
похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать
Словарь признаков:
ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, косой, разноцветный
Словарь наречий:
мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро
Лексико-грамматический строй речи:
Дидактические игры и упражнения:
«Назови соседей» (времена года, осенние месяцы);
«Что сначала, что потом» (признаки ранней, поздней осени);
«Правильно-неправильно»(понимание причинно-следственных связей, употребление сложноподчинённых предложений. Образец:
Я взял зонт, потому что пошёл дождь. Пошёл дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
«Подбери предметы к признакам» (упражнение в согласовании прилагательных с существительными: осенний – день…; осенняя – погода…; осеннее – настроение…; осенние – дожди…
Развитие связной речи:
Пересказывать рассказ «Предзимье» по вопросам, с опорой на схему
Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
Вопросы:
- Каким стало небо? - Какие листья опали с деревьев? - Какие стоят берёзы и клёны? - А какими остались ели и сосны? - Какие ягоды краснеют на рябинах? - Что случилось с травой? - Что происходит с водой в реке? - Какие птицы улетели на юг? - К чему готовятся дикие животные? - Что это пришло?
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова
Развитие общей моторики.
Координация речи с движением. Подвижная игра «Осень»:
Ветер осенний щёки надул | Дети надувают щёки |
И на деревья сильно подул. | Делают сильный выдох |
Ветки качнулись и затрещали | Качают поднятыми вверх руками |
Листья давно все на землю упали. | Приседают на корточки, ладони кладут на пол. |
Медведи в берлогах скоро уснут. | Кладут руки под щёку. |
Снежинки, кружась, легко упадут. | Поднимаются, кружатся и приседают на корточки. |
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика
Ёж, медведь, барсук, енот | Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая указательным |
Спят зимою каждый год | В обратном направлении – от мизинца к указательному. Далее – смена рук: |
Волка, зайца, рысь, лису | Движения повторяются на другой руке. |
И зимой найдёшь в лесу. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий